Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловой еженедельник
          выходит с января 1994 года

          издается в Санкт-Петербурге
Подписаться на электронные рассылки от изданий РИАЛ-Пронто
Приложения




Скачать PDF:

Ненецкий АО. 2012
Санкт-Петербург 2011
Мурманская область 2010
Saint Petersburg(en) 2010
Вологда и область 2009

Работодатели региона
Издания холдинга



Сайт холдинга

Locations of visitors to this page
 о газете
 редакция
 реклама
 подписка
 распространение
 контакты
 архив
Территория сетей: атака на кошельки удалась - ЭиВ N 0 (0)
Деловая карта России
Ритейл
Территория сетей: атака на кошельки удалась
20.09.2012
текст: НАТАЛИЯ КУДРЯШОВА, фото: максим ЧЁрный
За последнее десятилетие петербургская торговля преобразилась, обеспечив самую высокую в России концентрацию торговых сетей и гипермаркетов. Эксперты предупреждают: покупательская способность петербуржцев не безгранична, и если сети будут и дальше разрастаться, их прибыль не увеличится, а напротив, начнет снижаться
По подсчетам экспертов, примерно 80 % розничного товарооборота в Петербурге приходится на сетевые магазины. Это разнородное по характеру продаваемых товаров сообщество объединяет около 800 гипермаркетов, супермаркетов и сетевых дискаунтеров. Многие эксперты уверены, что для города с населением почти в пять миллионов человек такое количество магазинов — явный перебор. Высокая насыщенность гипермаркетами Петербурга при относительно скромном по европейским меркам уровне оборота розничной торговли стала возможна благодаря достаточно высокому уровню доходов населения региона (он заметно ниже, чем в Москве, но существенно выше среднероссийского уровня).



Просчитывать ходы

В Петербурге торговые сети, активно развивающие формат «гипермаркет», занимают лидирующие позиции на рынке. По мнению специалистов ИА «INFOLine», рынок гипермаркетов в Петербурге находится на стадии зрелости, и открытие новых объектов в основном связано с завершением реализации крупных девелоперских проектов.

«Можно выделить три основные тенденции развития рынка гипермаркетов Санкт-Петербурга, — говорит Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine». — Первая тенденция — это уход в близлежащие регионы, города-спутники, Ленобласть. Вторая тенденция — открытие гипермаркетов на территории торговых центров. Движение это встречное, так как торговые центры, в свою очередь, уже сегодня испытывают сложности с арендаторами, и они тоже больше заинтересованы в привлечении крупных якорных объектов FMCG (сегмент потребительского рынка) в качестве арендаторов. Третья тенденция, связанная с более длительным сроком окупаемости открытия гипермаркета, — это завершение экстенсивного развития. Не будет существенно увеличиваться количество гипермаркетов — скорее, должно повышаться качество их работы, происходить расширение ассортимента услуг и товаров, которые они могут предоставить.

Петербургские ритейлеры, по мнению экспертов торгового рынка, зачастую стремятся расположить слишком близко друг к другу несколько сетевых объектов одного бренда. Например, Приморский район, на территории которого сосредоточено наибольшее количество торговых площадей (17 %), буквально усеян гипермаркетами «О`Кей». Из 10 гипермаркетов на территории района 5 принадлежат этой сети. Аналитики полагают, что рано или поздно «О`Кей» станет жертвой рынка, то есть возникнет ситуация, при которой объем сбыта продукции в одном магазине будет увеличиваться только за счет его снижения в другой товарной точке.

По сравнению с гипермаркетами, супермаркеты пока занимают значительно меньшую долю на рынке, но всеми силами пытаются ее увеличить. В отличие от крупноформатных магазинов, которые совсем не представлены в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, эти торговые объекты в огромном количестве расположены по всей территории города.

Как считают опрошенные нами аналитики, динамика роста оборотов крупнейших розничных компаний в Петербурге в 2011 году будет замедляться. Новые магазины будут появляться, однако если их владельцы продолжат открывать торговые точки без учета территорий-лакун, жители которых не обеспечены продовольственными магазинами сетевого типа, они будут неэффективными. Эксперты прогнозируют значительное увеличение количества сделок по продаже отдельных объектов проблемных сетей ввиду ограниченных финансовых возможностей большинства игроков.



Большая сотня

Согласно исследованию агентства INFOLine «Рынок гипермаркетов в 24 городах и регионах России», на 2011 год российскими розничными сетями запланировано открытие более 100 гипермаркетов. Только торговая сеть «Магнит» рассчитывает открыть в текущем году 55 гипермаркетов. Не менее масштабными представляются планы по открытию X5 Retail Group (15–20 гипермаркетов). Активно развиваться в 2011 году намерены торговые сети «О’Кей» (11 гипермаркетов), «ЛЕНТА» (8 гипермаркетов) и «АШАН» (4 гипермаркета).

Петербургский рынок продовольственных сетей считается одним из самых насыщенных в России. Если сопоставить число продуктовых магазинов с количеством жителей, то по уровню их концентрации Петербург уже опередил Москву. Эксперты Центра пространственных исследований подсчитали, что на данный момент в Петербурге действуют 11 сетей гипермаркетов, которые включают в себя 53 торговых центра. 21 сеть работает в формате «супермаркет», под брендами которых действуют более 500 магазинов. Кроме того, в городе открыто более 220 дискаунтеров, принадлежащих 14 сетевым маркам.

Не исключено, что не все планы по открытию гипермаркетов будут выполнены. В 2010 году ряд сетей, наоборот, перевыполнил заявленные планы: X5 Retail Group открыла 13 гипермаркетов вместо 10 ожидавшихся (в том числе нового формата «Пятерочка-Макси»). Metro C&C открыла 5 гипермаркетов вместо 4 планировавшихся. Торговые сети «Лента» и «О’Кей» уложились в заявленные планы.

Формат гипермаркета на сегодня высокоэффективен с точки зрения развития в регионах. «Цены в гипермаркетах, безусловно, отличаются от цен других форматов, но связано это не с какими-то уникальными отличиями ценовой политики гипермаркетов, а с их меньшими издержками, — отмечает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine». — Цены ниже за счёт меньшего удельного количества персонала на торговой площади, меньше за счёт издержек на коммунальные услуги, меньше за счёт рекламной деятельности, экономии на аренде, если мы говорим об отдельно стоящих гипермаркетах. Все эти факторы в совокупности и позволяют торговать в гипермаркете дешевле, чем в магазинах шаговой доступности».

По данным INFOLine, достаточно большим потенциалом для развития формата «гипермаркет» обладают Ставрополь, Уфа, Москва, Челябинск, Пермь, характеризующиеся высоким оборотом розничной торговли на душу населения и невысоким уровнем насыщенности гипермаркетами. Петербург эксперты включают в группу городов с невысоким уровнем оборота розничной торговли и при этом очень большим насыщением гипермаркетами. Сюда же относят Новосибирск, Ижевск, Воронеж, Липецк, Нижний Новгород, Омск, Волгоград и Ростов-на-Дону.



Финны смотрят на Петербург через Prisma

Финский ритейлер Prisma (входит в корпорацию SOK Retail International) планирует открыть в 2011 году в Петербурге один гипермаркет и два супермаркета. В 2012 году компания собирается запустить, по данным газеты «КоммерсантЪ», по меньшей мере, два магазина в Петербурге. При этом в SOK заявляют, что не намерены выходить в другие регионы России. Аналитики считают, что в случае с SOK это нормальная стратегия, поскольку компания работает на понятном для них рынке, расположенном непосредственно рядом с Финляндией.

Как рассказал президент корпорации SOK Retail International (развивает сеть магазинов Prisma, входит в финскую компанию S-Group, которая управляет в Петербурге тремя гостиницами Sokos) Веса Пуннонен, в июне 2011 года компания открывает гипермаркет площадью 8 тыс. кв. м в торговом центре «Осиновая роща», а осенью — супермаркет площадью чуть больше 2 тысяч кв. м в здании новой станции метро «Обводный канал». «И, скорее всего, откроем еще один супермаркет в этом году», — сказал господин Пуннонен.

По оценкам аналитиков, инвестиции в открытие одного гипермаркета площадью 8 тыс. кв. м могут составить $5–6 млн, а супермаркета размером в 2 тыс. кв. м — $2 млн.

«Мы будем инвестировать значительные средства в Россию в будущем и ведем переговоры в данный момент как о покупке, так и об аренде нескольких объектов», — отметил Веса Пуннонен, добавив, что выход в другие регионы России компания не планирует.

Продажи компании в России за 2010 год составили чуть больше 3,5 млрд рублей. Если сравнивать продажи на начало 2010-го и 2011 годов, то в нынешнем году они увеличились на 70 %. Сейчас у компании работают пять супермаркетов в Петербурге и один гипермаркет во Всеволожском районе Ленинградской области.

В 2011 году еще одна финская торговая корпорация объявила о планах по развитию своей продуктовой сети в России. Речь идет о компании Kesko, представленной на российском рынке сетью магазинов DIY «К-Раута», которая заявила о том, что в 2012–2013 годах откроет в районах Петербурга и Москвы по два гипермаркета Kesko Food.



МНЕНИЕ

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:


— По состоянию на февраль 2011 года в городе действовало 57 гипермаркетов, общей торговой площадью 405,7 тыс. кв. м. В Петербурге подавляющее количество гипермаркетов (44) принадлежит федеральным сетям (на их долю приходится 78,4 % в структуре торговых площадей региона). Местные сети представлены в городе двумя гипермаркетами «Сезон» и универсамом «Народный». В Петербурге работают практически все крупнейшие федеральные и международные сети — Metro C&C, «реал, — Гипермаркет», «Карусель», «О`Кей», «ЛЕНТА», «АШАН», «АШАН -Сити». Однако международные ритейлеры занимают слабые позиции на рынке, особенно сеть Metro C&C. Открытие гипермаркетов «АШАН» в Петербурге также не стало событием, так как в связи с высоким уровнем насыщенности гипермаркетами в Петербурге значительная часть жителей проживает на расстоянии не более 1 километра, что позволяет не приезжать в гипермаркет на автомобиле, а приходить пешком. Модель посещения расположенного на выезде из города гипермаркета раз в неделю для совершения больших покупок менее характерна для жителей Петербурга, чем для москвичей.

По мнению специалистов ИА «INFOLine», в 2008–2010 гг. наиболее привлекательным для покупателей в Петербурге являлся гипермаркет «О`Кей», характеризующийся более широким по сравнению с основными конкурентами («ЛЕНТА», «Карусель») ассортиментом, высоким качеством кулинарии, а также привлекательной ценовой политикой (сочетание широкого ассортимента с большим количеством специальных ценовых предложений).

Новости компаний
Промышленность
Кировский завод запустил производство новых установок разведочного бурения - 19.05
Новый продукт выпускается ООО «Завод буровых технологий» (дочернее общество ОАО «Кировский завод»). Первая машина новой модификации отгружена заказчику.
В I квартале комбинат «СВЕЗА Усть-Ижора» увеличил выпуск фанеры на 5% - 29.04
В апреле комбинат «СВЕЗА Усть-Ижора», входящий в состав российской группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры, подвел итоги работы в первом квартале 2017 г. Предприятие выпустило 29 600 м3 фанеры, что на 1400 м3 больше, чем за аналогичный период 2016 г. Рост объемов производства связан с укреплением позиций на внешнем и внутреннем рынках. Достичь показателей удалось благодаря модернизации производства и оптимизации бизнес-структуры.
PROPLEX: стать лучшими – стратегическая цель - 27.04
25 апреля 2017 года на территории подмосковного завода PROPLEX состоялась презентация новой технологии производства ПВХ-профиля. С апреля PROPLEX полностью отказался от свинцового стабилизатора и стал первой российской федеральной компанией, перешедшей на экологичную рецептуру. Гостям показали производственные цеха и линии, где создаётся безопасный оконный профиль с использованием безвредных кальций-цинковых (CaZn) соединений.
Кировский завод запустил конвейер сборки кабин тракторов «Кировец» - 25.04
Производственная линия по сборке кабин энергонасыщенных тракторов «Кировец» сдана в эксплуатацию в АО «Петербургский тракторный завод» (дочернее общество ОАО «Кировский завод») 24 апреля 2017 года.
Как работать с госкорпорациями? - 14.04
Компания PROPLEX, первый российский разработчик и производитель оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, впервые приняла участие в 13-м Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – за честные закупки». Мероприятие проходило с 5 по 7 апреля 2017 года в выставочном комплексе ВДНХ. Эти три дня были посвящены налаживанию деловых контактов с первыми лицами и представителями госкорпораций, а также обмену опытом по участию в тендерах и электронных торгах.
Производство PROPLEX перешло на бессвинцовые технологии - 07.04
С 5 апреля 2017 года подмосковный завод PROPLEX полностью отказался от свинцового стабилизатора в производстве ПВХ-продукции. С этого момента весь ассортимент изделий для оконных и дверных конструкций выпускается только с использованием безвредных кальций-цинковых соединений. Таким образом, PROPLEX стал первой российской федеральной компанией, полностью перешедшей на экологичную рецептуру, отвечающую европейским стандартам.
Инвестиции
Coca-Cola HBC Россия инвестировала 7 миллионов евро в модернизацию очистных сооружений на заводах - 21.03
Ежегодно 22 марта во всем мире по инициативе ООН отмечают Международный день водных ресурсов. Его центральной темой в этот раз станут вопросы сточных вод. Coca-Cola HBC Россия ответственно подходит к вопросу контроля качества вод, отводимых с предприятий. Так, за последние три года компания инвестировала 7 миллионов евро в модернизацию очистных сооружений на заводах компании, в том числе в Санкт-Петербурге.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ
Powered by Top-Media